Доброго дня. Для того, щоб впевнено вимагати дострокового розірвання контракту необхідно визначити підстави для цього та їх належне оформлення та, в разі неточностей, усунути їх.
Проблем взагалі би не було, якщо б в Україні в даний час не відбувався особливий період (початок – 18.03.2014р., закінчення – за відповідним Указом Президента, дата невідома). Тому багато законів та інших актів містять обмеження, прямо передбачені для особливого періоду. З цим треба рахуватись, оскільки це прямі норми законів.
По-перше, щодо підстав для дострокового розірвання контракту.
Положення про проходження громадянами України військової служби у Збройних Силах України, затверджене Указом Президента від 10.12.2008р. № 1153/2008, визначає, що норми цього Положення поширюються також на військовослужбовців Національної гвардії України.
Положенням визначено, що припинення/розірвання контракту відбувається за рішення командування військової частини, але лише за наявності підстав, передбачених пунктами “а”, “б”, “в”, “г”, “е”, “є”, “ж”, “и”, “і” та “ї” частини шостої статті 26 Закону України “Про військовий обов’язок і військову службу”; або за рішенням військовослужбовця, але лише за наявності підстав, передбачених пунктами “а”, “б”, “в”, “д” і “з” частини шостої статті 26 Закону України “Про військовий обов’язок і військову службу».
В свою чергу, згідно ст.. 26. Закону України «Про військовий обов’язок і військову службу», звільнення зі служби проводиться для військовослужбовців, які проходять військову службу за контрактом, – на підставах, передбачених частиною шостою, з урахуванням випадків, визначених частиною восьмою цієї статті
Частина 6 визначає, що контракт припиняється (розривається), а військовослужбовці, які проходять військову службу за контрактом, звільняються з військової служби за станом здоров’я – на підставі висновку (постанови) військово-лікарської комісії пронепридатність або обмежену придатність до військової служби (підпункт б)).
Одночасно частина 8 статті 26 уточнює цей момент – під час дії особливого періоду з військової служби звільняються військовослужбовці за станом здоров’я – на підставі висновку (постанови) військово-лікарської комісії про непридатність до військової служби в мирний час, обмежену придатність у воєнний час, якщо вони не висловили бажання продовжувати військову службу (підпункт б)).
Отже, для того, щоб усунути всі заперечення проти дострокового розірвання контракту за станом здоров’я, зараз (в особливий період) Вам треба мати висновок ВЛК пронепридатність до військової служби в мирний час, обмежену придатність у воєнний час.
Звертаємо увагу на точність формулювання, що має бути у висновку! Для мирного періоду, не особливого, для розірвання контракту було б достатньо формулювання «обмежено придатний до військової служби».
По-друге, щодо формулювань у висновку ВЛК.
Необхідно розуміти, який саме висновок надала ВЛК (яке формулювання зазначене у висновку ВЛК).
Проведення військово-лікарської експертизи врегульовано Положенням про військово-лікарську експертизу в Збройних Силах України, затвердженим наказом Міністра Оборони України від 14 серпня 2008 р. N 402.
Згідно п. 20.3. цього Положення при медичному огляді військовослужбовців ВЛК може прийняти постанову такого змісту: “Обмежено придатний до військової служби”.
Така постанова приймається щодо військовослужбовців за контрактом офіцерського, старшинського, сержантського та рядового складу. Одночасно з постановою ВЛК в індивідуальному порядку з урахуванням військової спеціальності, займаної посади, віку, роботи, що фактично виконується, пристосованості до неї того, хто пройшов медичний огляд, у постанові в довільній формі вказується, які види служби та роботи даній особі протипоказані. Особи, визнані обмежено придатними до військової служби, до служби в високомобільних військах, плавскладі, морській піхоті, спецспорудах, льотної роботи, роботи за фахом – непридатні.
За статтями (пунктами статей) Розкладу хвороб, що передбачають індивідуальну оцінку непридатності до військової служби або обмежену придатність осіб, які пройшли медичний огляд за графами II, III, ВЛК приймає одну з таких постанов:
– “непридатний до військової служби в мирний час, обмежено придатний у воєнний час”;
– “обмежено придатний до військової служби”.
За статтями (пунктами статей) Розкладу хвороб, що передбачають індивідуальну оцінку придатності або обмежену придатність до військової служби осіб, які пройшли медичний огляд за графами II, III, ВЛК приймає одну з таких постанов:
– “обмежено придатний до військової служби”;
– “придатний до військової служби”.
До речі, щодо подальшого лікування Якщо постанова ВЛК не реалізована та в стані здоров’я оглянутого, незалежно від терміну, за його заявою або висновками лікарів військових (цивільних) лікувальних закладів виникли зміни, то проводиться повторний медичний огляд.
Таким чином, у Вас зараз є Постанова ВЛК з формулюванням “обмежено придатний до військової служби”, якої достатньо для розірвання контракту у мирний час, але якої недостатньо для розірвання контракту в особливий період. На жаль, це прямі вимоги Закону, про що ми зазначали вище.
Таким чином, для можливості вимагати звільнення до закінчення строку дії контракту, таке формулювання у ВЛК має бути змінено, якщо для цього є підстави.
По-третє, як змінити формулювання у висновку ВЛК.
Якщо Ви не згодні з висновками ВЛК, вважаєте його неповним, недостатнім, таким, що не відображає реальний стан Вашого здоров’я, Ви маєте право оскаржити такой висновок.
Обжалование решений ВЛК
1. Решения военно – врачебной комиссии гарнизона, госпиталямогут быть обжалованы в военно-врачебную комиссию региона по территориальному принципу (т.е. в ВКК региона, где проживает военнослужащий), илиЦентральную военно – врачебной комиссию.
2. Решения военно – врачебной комиссии региона могут быть обжалованы в Центральную военно – врачебной комиссию или в судебном порядке.
2. Решения Центральную военно – врачебной комиссии могут быть обжалованы в судебном порядке.
Возможность пересмотра и обжалования решений ВКК предусмотрена Приказом Министра обороны Украины от 14.08.2008 года “Про затвердження Положення про військово-лікарську експертизу в Збройних Силах України”.
Для пересмотра решения необходимо подать в вышестоящую ВВК заявление о пересмотре постановления нижестоящей военно – врачебной комиссии, и приложить к заявлению все имеющиеся документы, выданные военно – врачебной комиссией, решение которой пересматривается. Также в заявлении необходимо указать причины для инициирования пересмотра (в Вашем случае, к примеру, несоответствие вивода реальному состоянию здоровья и необходимость продолжения лечения). Срок для подачи документов на пересмотр вышестоящей ВВК законодательно не установлен, но целесообразно подавать заявление в кратчайшие сроки с момента получения документов на руки.
Также сообщаем, что Центральная военно-лечебная комиссия Министерства обороны Украины находится по адрессу: г. Киев, Госпитальная 16.
Информацию относительно ВВК регионов Вы можете уточнить по ссылке http://www.milmed.org.
Что касается обжалования решения ВВК в суде, то такое обжалование осуществляется в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины (далее – Кодекс),.
Согласно ст 2 Кодекса, в административные суды могут быть обжалованы любые решения, действия или бездействие субъектов властных полномочий. При этом срок обращения в суд не может превышать:
– одного месяца с момента вынесения решения вышестоящейВВК, если первоначальные выводы нижестоящей ВВК обжаловались в таком порядке;
– шести месяцев с момента вынесения решения, если решение не обжаловалось в вышестояющую инстанцию.
Административный иск может содержать требования об отмене или признании недействительным решения ВВК и об обязательстве ВВК принять новое решение.
Административный суд должен рассмотреть административный иск в течении одного месяца со дня открытия административного производства.
НА НАШУ ДУМКУ, НАЙБІЛЬШ ДОЦІЛЬНИМ Є ОСКАРЖЕННЯ ВИСНОВКУ ВЛК ДО БІЛЬШ ВИСОКОЇ ІНСТАНЦІЇ. ЗМІНА ВИСНОВКУ НАДАСТЬ ВАМ ПРАВО ВИМАГАТИ РОЗІРВАННЯ КОНТРАКТУ, ОСКІЛЬКИ, НА ДАНИЙ МОМЕНТ, ЗАКОНОДАВСТВО ОБМЕЖУЄ ВАШЕ КЕРІВНИЦТВО У МОЖЛИВОСТІ ЗАДОВОЛЬНИТИ ВАШІ ВИМОГИ ЩОДО ЗВІЛЬНЕННЯ.
Крім звільнення є ще можливість вимагати переведення на інший вид служби – за передбаченою індивідуальною оцінкою придатності/непридатності особи до військової служби у відповідному висновку
Добрый день. Вы имеете право составить рапорт о досрочном увольнении с военной службы, сославшись на подпункт а) пункта 2) части 3 статьи 26 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» № 2232-XII от 25.03.1992 г., где сказано, что лица офицерского состава увольняются со службы досрочно по состоянию здоровья – на основании вывода (постановления) военно-врачебной комисии о непригодности или ограниченной пригодности к военной службе. К рапорту необходимо приложить вывод военно-врачебной комиссии, как основание. В рапорте неободимо указать: основание для увольнения, а также районный (городской) военный комиссариат, в который должно быть направлено личное дело (ст.233 “Положения о прохождении гражданами Украины военной службы в ВСУ”, утвержденного Указом Президента №1153/2008 от 10.12.2008).
Статья 240 указанного Положения №1153/2008 предусматривает, что после получения военной частью вывода (постановления) ВВК о непригодности военнослужащего к военной службе по состоянию здоровья, документы о его увольнении оформляются и направляются должностному лицу, которое издает приказ об увольнении немедленно.
Информация о расчетной выслуге лет военной службы доводиться до военнослужащего под роспись перед оформленням документов на его увольнение. В случае несогласия с расчетом, военнослужащий должен письменно обосновать свои возражения. В случае отказа военнослужащего подписать расчет по выслуге лет, об этом вносится соответствующая запись, а возражения рассматриваются командирами (начальниками) военных частей перед оформлением документов на увольнение. Спорные вопросы по зачету выслуги лет отдельных периодов службы для назначения пенсии рассматриваются специальной комиссией Минобороны Украины.
Посля поступления в военную часть письменного уведомления об увольнении военнослужащего, или после приказа командира в/ч об увольнении, военнослужащий должен сдать в установленые сроки должность и подлежит расчету, исключению из списков личного состава и направлению на военный учет в районный военный комиссариат по месту проживания (ст.242 Положения №1153/2008). В статье 109 Положения №1153/2008 сказано, что исключение военнослужащего со списков личного состава военной части должно производится после сдачи должности, но не позднее, чем через месяц со дня получения военной частью письменного уведомления о перемещении военнослужащего. Но если Вы находитесь на лечении, вопрос сдачи должности решается командиром (начальником) военной части.
На день исключения из списков личного состава военной части, военнослужащий должен быть полностью обеспечен денежным, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов, он не исключается без его согласия из списков личного состава в/ч.
Если Вы не согласны с текущими выплатами, Вам или Вашему доверенному лицу необходимо обратиться в финансовый департамент Вашей военной части, предоставить справку из госпиталя, в которой обязательно должно быть указано, что ранение получено вследствие пребывания в зоне АТО, и сослаться на часть 3 пункта 1 Постановления КМУ №24 от 31.01.2015 “Об особенностях выплаты вознагражденния военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава в особый период и во время проведения антитеррористических операций”, где сказано, что вознаграждение военнослужащим выплачивается также во время непрерывного пребывания на стационарном лечении в учреждениях охраны здоровья после ранений, полученных во время непосредственного участия в АТО. В случае возражений со стороны военной части относительно размера выплат, попросите обосновать размер выплат, которые Вам начисляются, со ссылкой на нормы закона. В крайнем случае, за Вами остаётся право оспорить начисление выплат в судебном порядке.
Пожалуйста, обратите внимание, что размер вознаграждения определяется исходя из размера должностного оклада, оклада по званию, ежемесячных дополнительных видов ежемесячного денежного обеспечения, премий и должен составлять не менее 3 тыс. грн. в месяц. Однако, в случае, когда военнослужащий принимал непосредственное участие в АТО в условиях особого периода меньше одного календарного месяца, размер вознаграждения определяется пропорционально дням участия (часть 2 пункта 1 Постановления КМУ №24 от 31.01.2015).
Добрый день. Поскольку сейчас период, когда законодательно проблема не перекрыта, давай принимать решение исходя из оценки субъективных вводных – времени и возможности диалога с работой.
Закон, который закроет проблему (в т.ч. внесение изменений в кодекс законов о труде), сейчас находится уже на подписи президента (направлен 31 марта). После подписи – публикация и вступление в силу. Мы не думаем, что это займёт много времени. Зато после принятия закона проблема будет перекрыта полностью – до окончания лечения и демобилизации за Вашим мужем сохранится и рабочее место и средний заработок.
Поэтому, если есть возможность немного затянуть с решением вопроса по приказу – стоит затянуть. Сразу после публикации закона – отказываться и требовать соблюдения закона (до окончания лечения и демобилизации сохраняются и заработок и рабочее место).
Пока можно сообщить работодателю, что, в связи с лечением, приехать муж не может.
Если этот вариант категорически не приемлем (мы не знаем, какие отношения с работодателем), то ознакомиться с приказом можно. После вступления в силу закона – требовать возобновления выплат т.к. предписания действующего законодательства в изменённом виде абсолютно чёткие.
Просто отказываться, без попытки затянуть время под предлогом лечения до вступления изменений в КЗоТ в силу, мы бы не советовали. Восстановиться будет не сложно. Но судебная тяжба – это и нервы и время.
Состояние закона можно отследить тут (нижняя строка таблицы)
http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/